[5] Затем,
увидев, что священный огонь поднялся высоко и обряд свершен,
учитель должен наставить ученика следующим образом: "Ты
должен отвергнуть похоть, гнев, жадность, невежество,
тщеславие, эгоизм, зависть, грубость, скупость, лживость,
вероломство, лень и все, что может очернить имя честного
человека. В надлежащее время ты должен подрезать ногти
и остричь волосы, возложив их на священную ткань, и окрасить
брови в желтый цвет. Ты должен вести праведную жизнь,
свойственную затворникам и исполненную почтительности
в отношении учителя. Что бы ты ни делал - спал, отдыхал,
принимал пищу или учился - ты должен находиться под моим
руководством. Ты должен делать все для того, чтобы я был
доволен тобой, иначе ты впадешь в грех, и твое обучение
не принесет ни плодов, ни желаемого знания, ни славы.
Если же я, с другой стороны, при всем твоем старании и
прилежании, не смогу дать тебе нужных знаний, я также
впаду в грех, буду считать свои знания бесполезными и
потеряю право их выказывать. Используя все свое знание
и умение, ты должен помогать брахманам, старшим, наставникам
и друзьям, нищим, праведникам, отшельникам, беспомощным
и тем, кто приходит издалека так же, как и тем, кто живет
рядом, своим родным и близким (со всем свои знанием и
дарованием), оказывая им помощь (никогда не требуя никакого
вознаграждения или оплаты), и за это Бог вознаградит тебя.
Ты не должен лечить охотников, птицеловов, закоренелых
грешников или тех, кто разрушает свою жизнь. Действуя
так, ты найдешь друзей, славу, милость Бога, благосостояние
и все, что ты желаешь в жизни, а твое знание и умения
будут пользоваться доброй славой среди людей".
Сушрута
Самхита, Сутрастхана, глава 2
(перевод Ю.Сорокиной)